Динамика аварийности московского метро

"Метрополитен - транспортное предприятие, связанное с повышенной опасностью" -предупреждают пассажиров в метро через громкую связь. Динамика упоминаний о сбоях в метро скоро сделает эту фразу неофициальным девизом, таким же популярным, как у Почты России - "Не все потеряно".

https://cdn-get-2.whotrades.com/u2/photo5F3E/20750368176-0/blogpost.jpeg


С начала 2013 года в сводках информагентств появлялась информация о более чем 55 сбоях, многие произошли в утренние и вечерние часы пик. Была и массовая эвакуация, и несколько пожаров, и неожиданные остановки поездов в тоннелях, и неоднократные "увеличенные интервалы движения". Официальных разъяснений, данных о количестве сбоев, а главное - о предпринятых мерах, пассажиры могут не искать - их нет.

Вместо объективной картинки после каждого резонансного случая мы наблюдаем очередную пресс-конференцию или интервью. Через два дня после двойного пожара 5 июня 2013 года на Сокольнической линии с эвакуацией 4,5 тысяч человек, врио мэра Москвы С.С. Собянин предупредил главу ГУП "Московский метрополитен" И.С. Беседина о персональной ответственности и поручил провести ревизию оборудования.

Уже через неделю - 14 июня И.С. Беседин заявил о проведенной ревизии всех электроустановок и о двух предотвращенных сбоях в системе электроснабжения. Также было заявлено о снижении количества сбоев длительностью более 1 часа в динамике с 2008 года.

Но, как это часто бывает, ревизия не помешала 27 июня произойти возгоранию между станциями Полежаевская и Октябрьское поле Таганско-Краснопресненской линии с последующим прекращением движения на 8 минут. По разным данным это было "возгорание в районе контактного рельса" или "искрение светофора".

По данным И.С. Беседина, общее количество отказов в метро - от раскрашивания салона до серьёзных технических сбоев - снизилось с 2660 случаев в 2008 году, до 2111 - в 2012 году и 976 случаев - за 6 месяцев 2013 года. Также заявлено о сокращении числа крупных сбоев в движении - продолжительностью более 30 минут. Однако здесь мы можем сравнивать лишь те отдельные цифры, которые выбрали и озвучили руководители города. В одном из недавних интервью врио мэра Москвы С. С. Собянин сравнивал московский метрополитен с лондонским. Сравнили метрополитены и мы.

В метрополитене Лондона (запущен в 1863 году) раздельно по видам учитываются все отказы, повлекшие сбой в движении более 2 минут. Причины отказов анализируются, протоколы находятся в публичном доступе. По каждому случаю в отношении виновных применяется взвешенная система штрафов: чем серьезней последствия сбоя (час-пик, загруженная линия), тем выше штраф.

Из интервью руководства метрополитена можно сделать вывод, что в метро как "тяжелые случаи" учитываются отказы с продолжительностью сбоя более 30 минут, "все остальные" считаются одной цифрой, что не очень наглядно.

При текущей загруженности метро даже 5-минутный перерыв в движении поездов может повлечь заметные неудобства: график нарушается на всей ветке, пассажиры не могут войти в переполненные вагоны, на станциях скапливается большое число людей. К сожалению, информацию о таких 5-минутных сбоях и, тем более, об их причинах Московский метрополитен не предоставляет.

По словам С. С. Собянина, "Московский метрополитен по количеству технических сбоев, например, по сравнению с лондонским, выглядит в два раза лучше".

В Лондонском метро в 2011 году средний пробег между отказами, связанными с поломкой различного оборудования, со сбоем в движении более 5 минут составляет около 70 000 вагоно-км, более 2 минут - около 50 000 вагоно-км. В тоже время в Москве на общий пробег в 737 млн. вагоно-км пришлось 2 262 поломки, т. е. один отказ за 326 000 вагоно-км. Так как часть сбоев в Москве не связано с отказами оборудовании и не приводят к сбоям графика движения, получается, что московское метро в 6,5 раз надежнее.

И тут либо врио мэра Москвы непатриотично занижает надежность метро Москвы, либо в официальной статистике начальника метрополитена приведены не все отказы. Конечно, возможно, что методики учета сбоев в двух метрополитенах, входящих в одно объединения метрополитенов CoMET - московском и лондонском, также отличается в разы. Но это маловероятно.

За отсутствием официальной аналитики, мы разобрали причины 331 сбоев, упомянутых в лентах информагентств в 2008-2013 годах. Как показано на рисунке, динамика аварий, освещенных в прессе, соответствует динамике озвученных официальных цифр. Это не подтверждает версию скептиков об искусственном нагнетании негатива по теме аварий в метро в последний год.

Сравнительная динамика отказов в метро (по данным начальника Московского метрополитена и информационных агентств)



* Ожидаемое значение к концу 2013 года, оценки Покровки Финанс.

Из указанных 331 сбоев за неполные 6 лет - 215 вызвали сбой движения на 5 минут и более. Как мы видим, действительно снижается число "тяжелых" и сверхлегких аварий, однако число сбоев, потенциально приводящих к срыву расписания движения, растет.

Основные причины нарушения графика движения

В своем интервью 8 августа 2013 года И.С.Беседин заявил, что у всех сбоев "...своя причина, никакой тенденции. Хотите - верьте, хотите - нет, но общее число сбоев в работе метро по сравнению с предыдущими годами не увеличилось". "...То, что сбои пришлись на фиолетовую и серую ветки, — это случайность".

Доверяй, но проверяй - проанализировав причины сбоев, мы выяснили, что случайности, возможно, сходятся в несколько закономерностей. Значительная доля выявленных нами сбоев в метро, 44%, возникла из-за падения людей на рельсы - случайного или умышленного. Еще в 2008 году бывший начальник метрополитена - Д.В. Гаев по указанию Генеральной прокуратуры рассматривал возможность строительства огражений на платформах новых станций, однако даже через 6 лет ни на одной станции Московского метрополитена эта новинка так и не появилась. Зато в метро стало больше пьяных пассажиров, пропуск которых в метрополитен категорически запрещен. Последствия не заставили себя ждать.

Более 36% сбоев из собранной статистики относятся к техническим сбоям: поломка подвижного состава, систем сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ), систем электроснабжения, поломка путевых устройств (излом рельса, неисправность контактного рельса и т.д.). В 2012 году произошел резкий рост поломок системы электроснабжения (служба "Э"). Почти 100 млн руб. из 329 млн руб., выделенных на капитальный ремонт подстанций, оборудования кабельной и осветительной сети, не были освоены службой "Э". По официальной информации, в 2011 году было 24 пробоя кабелей метро, в 2012 году - 40 случаев. На счету службы "Э" в 2013 году - двойной пожар на Сокольнической линии 5 июня 2013 года. В случае сбоя в работе СЦБ для обеспечения безопасности, как правило, значительно увеличивается ин

Парсегов Сергей, ООО "Покровка Финанс"

Комментарии
  • Финам рекомендует

  • Моя лента


  • Темы

    СТРАТЕГИЯ
    НЕФТЬ
    BRENT
    ТРЕНД
    BR
    ИНВЕСТИЦИИ
    ФИНАМ
    ОБЗОР
    АКЦИИ
    ЯН АРТ