Удар молотка. Вещи пассажиров «Титаника», картины и автомобили по-прежнему царят на аукционах

На днях в Лондоне состоялись торги аукционного дома Henry Aldridge & Son, на которых были проданы вещи, принадлежавшие пассажирам затонувшего “Титаника” - футляр скрипки Уоллеса Хартли, руководителя корабельного оркестра, а также золотые часы, принадлежавшие самому богатому человеку “Титаника” Джону Астору. Вещи с “Титаника” пользуются неизменной популярностью у любителей искусства и коллекционеров, хотя на фоне экономической турбулентности в мире продажи ведущих аукционных домов падают. В России лишенные возможности работать на крупных аукционных площадках россияне создали свой аукционный дом, надеясь стать альтернативой знаменитому Christie.

https://cdn-get-2.whotrades.com/u12/photo3D46/20535935916-0/blogpost.jpeg


Источник: henryaldridge.com

Часы Астора были проданы за 1,5 млн долларов при стартовой цене примерно в 10 раз ниже. Они были найдены при утонувшем пассажире, стали семейной реликвией и хранились у сына Астора, который смог восстановить их.

На фоне экономических неурядиц и мировой турбулентности интерес к аукционам растет, хотя общий объем продаж заметно упал. Как констатирует издание Financial Times со ссылкой на аналитическое агентство Pi-eX, совокупный объем продаж трех крупнейших аукционных домов — Christie, Sotheby’s и Phillips - упал на 18% до $11,2 млрд за год. В минувшем 2023 году самая высокая цена за аукционный предмет - 121 млн долларов (139,4 млн долларов с комиссионными) за картину Пабло Пикассо “Женщина в Монтре” (1932), проданную на Sotheby’s.

Хуже идут дела у Philips: аукционный дом заработал в 2023 году 840,7 млн долларов, что на 15% меньше, чем годом ранее. Стоит отметить, что владельцы аукционного дома - россияне. В 2008 году Philips купила российская компания Mercury Group.

При этом, пока истинные коллекционеры стремятся придержать свои коллекции до лучших времен, аукционные дома выручают знаменитости, вставшие перед необходимостью выйти в кэш. В последнее годы они активно распродают свои коллекции. “2023 год был неоднозначным для аукционных домов и галерей, но всплеск продаж предметов роскоши и продаж известных брендов смягчил удар”, - констатирует издание Financial Times.

Продажи вещей из коллекций знаменитостей привлекают молодежь, которая становится более заметней на аукционах. Так, представители Christie's рассказали, что в 2023 году 35% продаж достались покупателям, впервые участвовавшим в аукционе. Представители дома также рассказали, что наблюдают рост числа новых покупателей поколения Z на 65%. «Тот факт, что новых и молодых коллекционеров могут привлечь менее традиционные, менее дорогие произведения искусства и предметы коллекционирования, был очевиден на аукционе Heritage Auctions в прошлом году, на котором общий объем продаж увеличился на 22% и достиг рекордной суммы в 1,76 млрд долларов», - констатирует издание Barrons.

В свою очередь, коллекционеров автомобилей также стали привлекать более недорогие модели. “Менее дорогие автомобили лидируют на парижских аукционах коллекционных автомобилей – признак здорового рынка”, - рассказывает аналитик компании классических автомобилей Hagerty Джон Мэйхед.

Однако традиционным аукционным домам приходится меняться, чтобы быть более привлекательным для молодых покупателей. “Аукционные дома превратились в инвестиционные банки отрасли, делая больше, чем просто подбор продавцов и подходящих покупателей. Давая деньги под залог работ, структурируя гарантии, а затем передавая некоторые из них сторонним инвесторам, они смазывают всю рыночную машину. Это поддерживает оборот продаж - а, следовательно, сборов и комиссий. Публичный характер аукционных сделок, который становится еще более заметным благодаря прямой трансляции, также сигнализирует рынку и за его пределами, что все в порядке, стимулируя рост спроса и предложения”, - пишет международное издание The Art Newspaper.

У российских любителей покупать товары на международных аукционах сегодня меньше возможностей это сделать из-за санкционных проблем. В этой связи не обошлось без “импортозамещения”. В 2023 году на российском рынке появился “Аукционный дом”, который хочет стать местной альтернативой Sotheby’s. В состав холдинга вошло сразу несколько российских аукционных домов, а управляющими партнерами стали несколько бизнесменов, работающих на арт-рынке.

В феврале на площадке “Российского аукционного дома” была за 92 млн рублей продана написанная в 1878 году картина русского художника-мариниста Ивана Айвазовского “Лунная ночь”. Продажу шедевра подогрел скандал - прокуратура Украины заявила, что картина - собственность Киева и объявлена в международный розыск. Устроителям пришлось объяснять, что картина находится в России законно и не имеет отношения к украинской пропаже, хотя называется так же.

Что же касается российских бизнесменов, они хотя и не входят в топ покупателей предметов искусства на международных аукционах, по-прежнему остаются владельцами коллекций выдающихся работ мировых художников, составляющих жемчужины мирового наследия. Среди крупнейших коллекционеров Forbes отмечает Романа Абрамовича, Леонида Михельсона, Виктора Вексельберга, Бориса Минца. В коллекциях этих участников списка Forbes, работы живописцев Клода Моне, Василия Кандинского, Фрэнсиса Бэкона.

Впрочем, среди любителей искусства есть и те, кто предпочитает кувшинкам Моне визитку Владимира Путина. Непрезентабельный кусочек картона, на котором Путин обозначен как глава комитета внешних связей мэрии Петербурга была ранее продан на одном из интернет-аукционов за 2 млн рублей.


Комментарии
  • Финам рекомендует

  • Моя лента


  • Темы

    СТРАТЕГИЯ
    НЕФТЬ
    BRENT
    ТРЕНД
    BR
    ИНВЕСТИЦИИ
    ФИНАМ
    ОБЗОР
    АКЦИИ
    ЯН АРТ