Что происходит на российском авторынке?

В 2022 году многие мировые компании приостановили производство автомобилей в России и покинули страну. После их ухода на отечественном рынке остались российские, китайские и ввезенные по параллельному импорту иномарки. Вместе с тем, цены на авто в стране ощутимо выросли. Так, по оценке Росстата, с марта 2022-го по март 2024 года машины в России подорожали как минимум в полтора раза или в среднем на 1 млн рублей.

Finam.ru рассказывает о том, что происходит на российском рынке в 2024 году и какие у него перспективы.

https://cdn-get-2.whotrades.com/u12/photoCA66/20300200816-0/blogpost.jpeg


Источник: Freepik Весной россияне активно покупали автомобили

Весна стала благоприятным периодом для российского авторынка. Как подсчитал портал Shopper’s на основе данных «Автостата» , с января по апрель 2024-го россияне приобрели 494 7 тыс. новых легковых автомобилей. Это в два раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Самым популярным брендом стала LADA - 133,1 тыс. проданных машин. Остальные места в топ-5 заняли «китайцы»: Haval -52,2 тыс., Geely - 47, 7 тыс., Chery - 44, 7 тыс. и Changan - 28,6 тыс. проданных авто.

По оценке «Автостата», майские продажи новых легковых автомобилей оказались лучше прогнозов из-за увеличения спроса в последнюю неделю. За месяц в России было продано 127,2 тыс. авто, что на 7,2% меньше, чем в апреле, но на 76% больше, чем в мае 2023 года.

При этом спрос на подержанные авто в России продолжил расти, увеличившись до 512,9 тыс. проданных машин.

Как пишет «Коммерсант» со ссылкой на экспертов рынка, в июне-июле 2024-го автомобильные продажи в России останутся на уровне около 130 тыс. машин в месяц.

Согласно совместному исследованию банка «Открытие» и аналитического агентства «Автостат», в мае россияне потратили на покупку новых машин 366,1 млрд рублей, что на 73,5% больше, чем в мае 2023-го. При этом, как отмечает Сергей Удалов, исполнительный директор «Автостат», продажи новых легковых машин в России от месяца к месяцу продолжают снижаться: в апреле их было реализовано меньше, чем в марте, а в мае - еще меньше, чем в апреле. В марте продажи новых легковых авто в России составили рекордные 500 млрд рублей. По словам эксперта, уменьшение финансового объема рынка произошло, в том числе, потому что средняя цена нового авто в мае стала на 8,5% выше по сравнению с апрелем 2024-го.

«Помимо снижения продаж автомобилей, следует обратить внимание и на то, как меняется их структура. Мы видим, что доля премиальных автомобилей падает, а массовых — растет. Также уменьшается рыночная доля кроссоверов и внедорожников, а у сегмента В она увеличивается. Иными словами, более дорогих машин продается меньше, а это уже приводит к тому, что меньше денег с каждым весенним месяцем тратится на покупку автомобилей в целом. Как итог, финансовая емкость рынка сокращается», - прокомментировал ситуацию Удалов.

Сможет ли Россия обойтись без западных автобрендов?

В уходе мировых брендов с российского авторынка некоторые эксперты увидели возможность для скорейшего развития отечественного автопрома. Так, Антон Алиханов, министр промышленности и торговли России, полагает, что Россия даже сможет развивать автомобильную промышленность быстрее, чем другие страны. По его мнению, страна находится в мировом тренде, поэтому не стоит излишне переживать по поводу ухода западных инвесторов.

«Мне кажется, сейчас мы находимся на этапе перехода к новой технологической платформе в автомобилестроении в целом, не только говоря о легковых автомобилях, но и о легких грузовиках, и об общественном транспорте. Думаю, что с учетом инновационного подхода некоторых наших городов и регионов мы в принципе будем даже где-то быстрее идти, чем мир в целом», - рассказал Алиханов в интервью телеканалу «Россия-24».

По его словам, российские производители в будущем даже смогут внедрять в свои авто технологии искусственного интеллекта. При этом министр признал, что страна испытывает определенные проблемы с «электрокомпонентной базой», которые еще предстоит решить.

Напомним, что, по данным Росстата, в 2023 году выпуск отечественных авто в России вырос на 19% по сравнению с 2022-ым и достиг 537,1 тыс. машин. Как ожидается, в этом году объемы производства автомобилей в стране могут вернуться на уровень 2021 года.

Срок кредитов и спрос на авто продолжат расти?

Аналитики банка «Открытие» в ходе исследования отметили, что в мае в России было продано 132,4 тыс. машин, на 10 тыс. авто меньше, чем в апреле. Однако продажи с января по май превысили 617 тыс., что на 300 тыс. больше, чем за аналогичный период 2023 года. По прогнозам экспертов, в июне продажи могут сохраниться на уровне 130-140 тыс. машин. Однако это произойдет только при отсутствии на рынке внешних потрясений и сохранении дилерами выгодных условий покупок на прошлогодние модели. По прогнозу аналитиков «Открытия», в первом полугодии 2024-го продажи новых авто в России превысят 700 тыс., а за год - 1,5 млн авто. Негативно на продажи может повлиять увеличение утилизационного сбора, которое поддержало Минэкономразвития России в июне.

По словам экспертов, это значит, что уже до конца 2024 года самый востребованный сегмент машин с двигателем рабочим объемом от 1 до 2 литров ждет резкое повышение цен. Сбор будет увеличен почти в два раза - до 556,1 тыс. рублей. В таком случае, не только «китайцы», не успевшие наладить полноценную сборку, но и многие отечественные заводы, за исключением «АВТОВАЗа», переложат эти затраты на покупателей.

Другой проблемой стал рост процентных ставок по автокредитам, которые увеличивают его срок в среднем до семи лет. По словам экспертов, это связано с жесткой монетарной политикой ЦБ и может негативно повлиять на покупательскую способность россиян.

Если вы все еще в раздумьях, как заработать на автомобиль, обратите внимание на инвестирование. Подберите себе актуальную инвестиционную стратегию с идеальным балансом между риском и ожидаемой доходностью среди топовых продуктов «Финама».


Комментарии
  • Финам рекомендует

  • Моя лента


  • Темы

    СТРАТЕГИЯ
    НЕФТЬ
    BRENT
    ТРЕНД
    BR
    ИНВЕСТИЦИИ
    ФИНАМ
    ОБЗОР
    АКЦИИ
    ЯН АРТ